четверг, 24 июля 2008 г.

Прокрастинация с пользой, или «История о структурированном отлынивании»

Этот текст — перевод старой, но по-прежнему актуальной статьи Джона Перри, посвященной организованному отлыниванию — способу сделать много за счёт того, что не делается что-то самое важное.

Возможно, кто-то сразу вспомнит другие способы снять это «напряжение старта», когда вместо того, чтобы начать то самое, Большое и Важное, берешься за другие, тоже полезные, но не такие срочные и важные дела, или просто дробишь большую задачу на несколько мелких и не страшных. Отлично! Теперь в вашем арсенале ещё на одно средство больше. Расскажите о своих впечатлениях в комментариях.

* * *

Я собирался написать эту статью несколько месяцев. Почему наконец собрался? Может, нашлось свободное время? Нет. Мне ещё надо просмотреть работы студентов и поставить оценки, заполнить бланки заказов на учебники, ответить на предложение Государственного научного фонда, почитать черновики диссертаций. И, чтобы не делать ничего из вышеперечисленного, я пишу эту статью.

В этом заключается суть того, что я называю «организованным отлыниванием». Удивительная стратегия, которую я недавно открыл. Она превращает злостных отлынивателей в эффективных людей, которых уважают и которыми восхищаются за то, что они способны сделать, за пользу, которую они умеют приносить.

Отлыниватели — это люди, постоянно откладывающие дела, которые нужно сделать. Организованное отлынивание — искусство заставить этот порок работать на вас. Главная его мысль в том, что отлынивающий человек — это не бездельник. Такие люди редко в прямом смысле бездельничают. Как правило, они заняты какими-то второстепенными, но полезными вещами — например, работают в саду, точат карандаши, рисуют диаграммы для организации своих документов на случай, если они когда-нибудь соберутся этим заняться. Зачем отлыниватели это делают? Потому что это позволяет не делать что-то другое, более важное. Если бы заточка карандашей была единственным, что нужно сделать отлынивателю, то никакая сила не смогла бы его заставить этим заняться. Отлынивателя можно мотивировать заняться трудоёмкими, долгими и важными делами лишь если эти дела позволят отложить какие-то ещё более важные дела.

Организованное отлынивание — это работа со списком задач, стоящих перед человеком, с учётом этого факта. Список задач, который находится у человека в голове, отсортирован по важности. Задачи наиболее важные и срочные оказываются сверху. Но ниже находятся достойные выполнения задачи ниже по списку. А выполнение этих задач становится способом не делать всё, что выше. С такой структурой задач отлыниватель превращается в полезного гражданина. Он может даже приобрести, как это вышло со мной, репутацию человека, умудряющегося успевать сделать много дел сразу.

В моей жизни самая совершенная ситуация для организованного отлынивания сложилась, когда мы с женой работали в совете колледжа и жили рядом со стэнфордским общежитием под названием Сото Хаус. Вечерами, когда надо было проверять студенческие работы, готовиться к лекциям, заниматься какими-то делами совета, я уходил из нашего домика и шёл играть в пинг-понг с ребятами из общежития, либо шёл к кому-нибудь в комнату о чём-то поболтать, либо просто сидел на месте и читал газету. Со временем у меня появилась репутация одного из немногих в университетском городке профессоров, кто действительно хорошо знает студентов и проводит с ними время. Какая ирония: пинг-понг как способ не делать что-то более важное — и вы получаете репутацию «своего в доску» парня.

Отлыниватели зачастую выбирают неправильную тактику: они стараются брать на себя поменьше ответственности, полагая, что чем меньше дел им нужно сделать, тем вероятнее они перестанут отлынивать и всё поскорее закончат. Но это противоречит самой природе отлынивателя и лишает их главного источника мотивации. Пара-тройка пунктов в списке задач будут по определению самыми важными и срочными — и единственным способом отлынивать от них будет вовсе ничего не делать. Это дорожка к тому, чтобы стать бездельником, а не эффективным человеческим существом.

Наверняка вы уже задаётесь вопросом: «А как же важные задачи в верхних пунктах списка, которые человек так никогда и не выполняет?» Должен признать, здесь действительно кроется потенциальная проблема.

Фокус в том, чтобы правильно подобрать верхние пункты. Идеальные задачи для верхних пунктов списка характеризуются двумя вещами: во-первых, у них якобы есть чёткий дедлайн (на самом деле нет). Во-вторых, они кажутся очень важными (на самом деле такими не являются). К счастью, жизнь подкидывает нам массу подобных задач. В университетах подавляющее большинство задач попадают в эту категорию, и я думаю, что дело обстоит так же и во многих других крупных организациях. Взять, например, верхний пункт из моего текущего списка задач. Он гласит, что мне нужно закончить статью для книги по философии языка. Статью эту следовало сдать одиннадцать месяцев назад. Я сделал кучу разных вещей, чтобы отложить её написание. Пару месяцев назад, страдая от чувства вины, я написал письмо редактору; в нём я всячески извинялся, что так затянул сроки и выражал благое намерение засесть за работу. Письмо, разумеется, было ещё одним способом не писать статью. Выяснилось, что я затянул сроки не сильнее, чем остальные. И так ли уж важна эта статья сама по себе? Не важнее, чем какое-нибудь другое дело, которое покажется ещё более важным, чем статья. Вот тогда я за неё, наконец, засяду.

Другой хороший пример — бланки заказа книг. Сейчас на дворе июнь. В октябре начинается мой курс по теории познания. Бланки заказа на учебники уже сейчас просрочены. Легко принять это за задачу с горящим дедлайном (специально для не-отлынивателей поясняю: дедлайн, как правило, начинает по-настоящему гореть недели через две после заявленной даты). Секретарь на факультете практически ежедневно звонит мне с напоминаниями, студенты иногда сами спрашивают, по каким книгам мы будем учиться, и бланки заказа книг лежат прямо передо мной на рабочем столе, под обёрткой от сендвича, который я съел в прошлую среду. Эта задача практически основная по важности в моём списке; она не даёт мне покоя и тем самым мотивирует заниматься другими полезными, но значительно менее важными делами. А в книжном магазине и так зашиваются с заявками, которые подали вовремя не-отлыниватели. Если я заполню бланки и принесу их к середине лета, всё будет в порядке. Мне необходимо заказать нужные популярные книги от хороших издателей. У меня появится какое-нибудь новое важное дело от настоящего момента до, скажем, 1 августа. И вот тогда я дозрею до этих бланков, чтобы заняться ими вместо этого нового дела.

Внимательный читатель к этому моменту наверняка пришёл к выводу, что организованное отлынивание — это разновидность самообмана, и заключается в постоянном нагромождении пирамиды задач. Всё так и есть. Необходимо распознавать дела, у которых завышена важность и назначены нереалистичные дедлайны, но при этом продолжать относиться к ним так, будто они очень важны и, что называется, «горят». Проблем не должно возникнуть, потому что у большинства отлынивальщиков есть врождённый навык самообмана. А что может быть благороднее, чем использовать один порок для нейтрализации последствий другого?


прочитано здесь

Комментариев нет: